No Image

Что такое форте и пиано в музыке

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

Онлайн уроки фортепиано, урок 8

Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение.

В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.

Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком. Причем в одном музыкальном произведении, как правило, используются разные динамические оттенки.

В этом уроке вы узнаете, какие бывают динамические оттенки, как они исполняются, как обозначаются в нотах и как произносятся.

Вы наверняка встречали в нотах такие значки: p, mp, f, mf, dim, cresc. Все это музыкальные термины, которые обозначают силу звука или громкость.

Обозначения в нотах

Итак, разберемся с каждым обозначением отдельно.

p — пиано (piano) — тихо
pp — пианиссимо (pianissimo) — очень тихо
f — форте (forte) — громко
ff — фортиссимо (fortissimo) — очень громко
mp — меццо пиано (mezzo piano) — средне тихо
mf — меццо форте (mezzo forte) — средне громко

Намного реже в нотах встречаются такие обозначения как ррр, pppp или fff, ffff. Это означает, что композитор хотел передать более крайние степени силы звучания: очень-очень тихо, еле слышно или очень-очень громко.

Для того, чтобы передать постепенное уменьшение или увеличение силы звука используются следующие термины и обозначения:

dim. — диминуэндо (diminuendo) — постепенное уменьшение громкости звука. Обозначается или словом dim. или таким значком, расположенным, как правило, под нотным станом.

cresc. — крещендо (crescendo) — постепенное увеличение громкости звука. Обозначается или словом cresc. или таким значком, расположенным, как правило, под нотным станом.

Если же нужно сделать акцент, громко выделить какую-либо ноту или аккорд, используется знак sf — сфорцандо (sforzando).

А теперь попробуйте передать разнообразные динамические оттенки в этих фортепианных пьесах. Помните, что громкие оттенки требуют большей силы прикосновения пальцев к клавишам, а тихие — меньшей. Потренируйтесь исполнить крещендо и диминуэндо.

Динамические оттенки очень важны для передачи настроения и характера музыки. Гимн или марш будут звучать громко и торжественно, а романс, скорее всего, тихо и спокойно.

Чем ярче и разнообразнее вы будете использовать в своем исполнении динамику, тем богаче и интереснее будет звучать ваше музыкальное произведение.

Два базовых обозначения громкости в музыке:

  • (фо́рте, итал. forte ) — громко,
  • (пиа́но, итал. piano ) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

  • (меццо-форте, итал. mezzo-forte ) — умеренно громко,
  • (меццо-пиано, итал. mezzo-piano ) — умеренно тихо.

  • (форти́ссимо, итал. fortissimo ) — очень громко,
  • (пиани́ссимо, итал. pianissimo ) — очень тихо.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки". Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

Читайте также:  Стабилизированный блок питания это

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко — немного), poco a poco (поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (су́бито — внезапно) и т. п.

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.

Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • al niente — буквально «до ничего», до тишины
  • calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
  • crescendo — усиливая
  • decrescendo или diminuendo — снижая громкость
  • perdendo или perdendosi — теряя силу, сникая
  • morendo — замирая (затихая и замедляя темп)
  • marcato — подчёркивая каждую ноту
  • più — более
  • poco — немного
  • poco a poco — мало-помалу, постепенно
  • sotto voce — вполголоса
  • subito — внезапно

История

Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

См.также

Современная музыкальная нотация

Нотный стан Акколада . Ключ . Размер такта . Ключевые знаки . Такт Нотные знаки Случайные знаки . Добавочные линейки . Длительность . Паузы Обозначения Артикуляция . Аппликатура . Динамика . Октавный пунктир . Мелизмы . Темпы . Ориентиры Лиги Фразировочные . Соединительные . Французские . Вокальные . Штриховые . Пунктирные . Петитные

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Меццо-пиано" в других словарях:

меццо пиано — меццо пиано, неизм … Орфографический словарь-справочник

Меццо пиано — (итал. mezzo piano, от mezzo средний и piano тихий) в музыке (сокращенно mp), обозначение умеренно тихого звучания. См. Динамика … Большая советская энциклопедия

меццо пиано — м еццо пи ано, неизм … Русский орфографический словарь

меццо пиано — (умеренно тихо) … Орфографический словарь русского языка

меццо пиано — ме/ццо пиа/но, неизм … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Меццо-форте — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия

пиано — неизм., муз. Тихо, негромко. Исполнять пиано. Этимология: От итальянского piano ‘тихо’. Энциклопедический комментарий: Пиано один из важнейших динамических оттенков в музыке, имеющий обозначение в нотном письме в виде знака p. Пиано противостоит… … Популярный словарь русского языка

Пиано-пианиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия

Пиано — (итальянское piano, буквально тихо; сокращенное обозначение p) в музыке один из важнейших динамических оттенков, а также его обозначение в нотном письме. Противостоит динамическому оттенку Форте. Производным от П. является обозначение… … Большая советская энциклопедия

Читайте также:  Что такое цап в смартфоне

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ — Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim,… … Музыкальный словарь

Онлайн курсы и тренинги для музыкантов любого уровня!

Динамика в музыке

  • Автор: Денис Чуфаров
  • Май, 30 2016
  • Cтатьи, Теория музыки
  • статьи, теория музыки
  • 0 Comment

В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы, а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.

Что такое динамика в целом?

Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις — сила, мощь.

О какой силе идет речь в применении к музыке?

Конечно же о силе звука, одном из 4 параметров музыкального звука в целом. ( Все 4 параметра звука рассматриваются здесь)

Cила звука в свою очередь влияет на громкость звука, так как чем сильнее мы дергаем струну, или ударяем по клавише фортепиано, тем сильнее амплитуда колебаний звучащего тела и больше его громкость.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. И громкость звука сама по себе мало что значит для исполнителя.

Важно уметь работать с громкость и самое главное иметь широкую палитру динамических оттенков, которые вы можете воспроизводить на вашем инструменте.

Под динамическими оттенками музыканты чаще всего подразумевают относительную систему обозначения громкости, которую можно встретить в нотных обозначениях.

Самая простая схема выглядит следующим образом.

p ( piano — пиано) — тихо

f ( forte — форте) — громко

Остальные обозначения являются производными от них

pp — пианиссимо — очень тихо

mp — меццо пиано — не очень тихо

mf меццо форте не очень громко

ff — очень громко

Как видите, шкала достаточно относительна и порой отличить mp от mf практически невозможно.

Именно поэтому данные обозначения называются обозначениями относительной громкости. Понятно, что форте на гитаре и форте на фортепиано это совершенно разные громкости. Сравнительная таблица громкости в децибелах без привязки к инструменту.

fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 фон 88 сон
ff Фортиссимо — очень громкое 90 фон 38 сон
f Форте — громкое 80 фон 17,1 сон
p Пиано — тихое 50 фон 2,2 сон
pp Пианиссимо — очень тихое 40 фон 0,98 сон
ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 фон 0,36 сон

Первый этап освоения динамики на вашем инструмента это научиться играть форте и пиано, без плавных переходов.

Затем вы можете попробовать играть сначала pp, затем сразу ff. Обратитесь к профессиональному педагогу для получения эффектных упражнений по освоению динамики.

Одна из самых распространенных ошибок среди начинающих музыкантов это отсутствие работы над динамикой. Все, что они играют звучит не очень тихо и не очень громко. Такой подход обедняет музыку и ее выразительность и конечно же должен быть искоренен на самых первых этапах занятий.

Нужно учиться играть во всех возможных динамических диапазонах.

Следующий важный элемент динамики в музыке это градации, то есть переход от одного уровня динамики к другому.

По сути, любая музыкальная фраза строиться на использовании плавного изменения динамики и очень редко все ноты играются на одной громкости. Для обозначения явных изменений динамики используются обозначения

cresc. и dim. или усиливая и ослабляя

Также в нотах используются вилочки, для обозначения увеличения или уменьшения громкости:

Резкие изменения громкости

sf или sfz — внезапно громко или резкий акцент

Читайте также:  Что такое twitch prime

Также встречается обозначение fp ( forte piano ) оно значит «громко, затем сразу тихо»;

sfp ( sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Также в нотных обозначениях встречаются акценты, который выставляются над отдельной нотой, что указывает на их динамическое выделение в сравнении с окружающими звуками. Сила акцента может варьироваться от едва уловимого изменения, до очень острой атаки. На картинке изображения акцента 3 и 4.

В джазе можно очень часто встретить деакцентирование или ghost ноты. Это ноты, которые записываются взятыми в скобки и практически не играемые или играемые на минимальной динамике.

Такие звуки позволяют сохранять пульсацию и являются важным признаком стиля.

Важно отметить, что динамика отвечает за эмоциональность музыки, а также значительно влияет на фразировку, так как агогика практически всегда опирается на правильную работу с динамикой.

Понаблюдайте за вашей речью и речью других людей и попробуйте мысленно записать их динамику. Вы услышите, что речь любого человека меняется динамически в зависимости от эмоций. Дежурные фразы мы произносим mf, когда взволнованы мы можем говорить громкой, с крещендо к важным словам. Когда спор в разгаре участники могут быть на ff, а к концу спора затихнуть.

Шепот это pp или даже ppp, что очень часто связано с тайнами или секретами, которые мы хотим поведать другим людям. Все, что нужно для освоения динамики это перенести динамику живой речи в вашу игру.

Слушайте других музыкантов обращая внимание на динамику — ведь именно здесь скрыта большая часть секретов успешного исполнения.

Один из популярных приемов работы с динамикой это эффект эха, при котором фраза повторяется тише или наоборот громче. Современные музыканты применяют этот прием к ударам по малому барабану или проведению темы. Такой контраст динамики также очень характерен для музыки эпохи барроко.

В те времена градиентные переходы были не так популярны, как сегодня — поэтому основной прием работы над динамикой состоят в сопоставлении тихих частей громким и наоборот.

Углубляясь в природу динамики звука вернемся к началу статьи.

2 простые градации звука это тихо и громко.

Но если взять крайности, то можно говорить о полной тишине ( пауза тоже музыка) и максимальной громкости.

Это область, которая требуется тщательного изучения на инструменте. Попробуйте найти самый тихий звук, который можно извлечь.

Когда появляется переход от тишины к звуку? Такой процесс может быть подобен медитации.

Или самый громкий звук — можете ли вы сделать самое громкое форте еще более громким?

Подобно тому, как художники различают десятки оттенков цветов, музыканты учатся различению тончайших оттенков динамики.

В начале пути вы слышите только громко и тихо. Затем начинаете улавливать переходы и оттенки форте, пиано, акценты, ghost ноты.

В идеале звуковой поток будет восприниматься вами, как бесконечные волны звуковой динамики переходящие от форте к пиано и наоборот.

Как видите, динамика это простая и в тоже время сложнейшая для освоения часть музыки. Несложно понять виды музыкальной динамики и ее переходы, но гораздо сложнее научиться слышать и исполнять эти переходы.

Используйте идеи изложенные в этой статье, а также внимательно читайте указания композиторов, ведь их задача максимально точно и однозначно указать вам на все динамически изменения, которые нужно соблюдать для создания максимально точной интерпретации.

Для музыкантов исполняющих рок, джаз и любую другую современную музыку важно учится слышать динамику, так как в нотах она не выписывается, но неизменно присутствует в любой композиции, так как музыка невозможна без динамики!

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector