No Image

Эл двигатели малой мощности старых магнитофонов

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

Большинство из представленных двигателей однофазные, асинхронные, с реактивным сдвигом фазы. Электродвигатели такого типа имеют фазосдвигающую обмотку, последовательно с которой подключается фазосдвигающий конденсатор емкостью 0.5 …5 мкФ. В некоторых случаях дополнительно (последовательно с конденсатором) включается резистор сопротивлением 200 … 500 Ом. Разделяются двигатели на две условные группы – имеющие цилиндрический статор с неявно выраженными полюсами и имеющие прямоугольный статор с явно выраженными полюсами.

Слева — двигатель с цилиндтическим статором и неявно выраженными полюсами, справа — с прямоугольным статоом и явно выраженными полюсами

Большинство роторов короткозамкнутые, с заливкой пазов алюминием. Исключение – КДП-6-4, имеющий мягкую механическую характеристику и заливку сплавом с большим удельным сопротивлением. Все двигатели за исключением КД-6-4 и АТД-1,6/10-2У4 предназначены для работы выступающим концом вала вверх, КД-6-4 может работать в горизонтальном положении, а АТД-1,6/10-2У4 – только валом вниз. Особо стоит отметить двухскоростной двигатель ДМ-2, который в зависимости от схемы включения может изменять скорость вращения в 2 раза и вращаться в обе стороны. Схема его включения приведена в конце статьи.

Технические данные электродвигателей переменного тока

АД-5 127 1440 6 3,5 АДТ-1.6/10.2У4 127 и 220 2710** 1.6 0,51 АДТ-6-У-4 127 и 220 2830 6 1,75 АКД4-2 220 2680 4 1,2 КД-3.5А (КД-3,5) 127 1400 6 2,5 КД-6-4 220 1400 6 2,95 КДП-6-4 70/127* 850 — 4/15 ЭДГ-2К 220 2800 5 0,8 ЭДГ-2П 127 2600 5 2,4 ЭДГ-4 127 2800 2 0,45 ЭДГ-6 127 2750*** — 0,35 ЭДГ-60 127 1400 — — АД-2 127 1480 5 5,0 ДАГ-1 110/220 1200 2 0,8 ДАП-1 127/220 2800 1 0,3 ДВА-У3 220 1430 30 20,0 ДВА-У4 220 610 6 11,0 ДВД-1Р 220 1500/750 20/10 13,0/9,0 ДВС-У1 (ДВС-У1М) 220 1500 2 10,0 ДВС-010/5-4 220 1500 15 10,0 ДМ-2 180 960/460 14 10,0 ДПА-010/5-4 220 890 13 30,0 ДПА-У1 220 890 13 30,0 ДПА-У2 220 760 8 30,0 ЭДГ-1 127 2800 2 0,8 ЭДГ-1М 220 2800 2 1,2 ЭДГ-2 110 2800 5 0,8 ЭДГ-2ПК 220 2600 — 1,8 ЭПУ 110 2500 2 0,8

* В числителе приведены данные при работе в режимах «Запись» и «Воспроизведение», в знаменателе — в режиме «Перемотка».
** При нагрузке моментом 0,3 Н*см частота вращения вала 2820 об/мин.
*** Отклонение частоты вращения вала ±100 об/мин.

.

Технические данные электродвигателей переменного тока (продолжение)

P потр., Вт

Емкость кон- денсатора, мкФ

R резистора, Ом

АД-5 35 2 510 1,3 87(диам.)х77,5 АДТ-1.6/10.2У4 — — — 1 88х66х56 АДТ-6-У-4 — — — 1,7 100х80х78 АКД4-2 35 1 — — — КД-3.5А (КД-3,5) — 2 270 1,1 65х65х77 КД-6-4 — 0,5 510 1,1 100х100х57 КДП-6-4 16/15 4 — 1,26 100х100х65 ЭДГ-2К 20,5 1 — 0,8 74х74х89 ЭДГ-2П 40 4 — 0,8 74х74х84,3 ЭДГ-4 13 0,5 — 0,6 74х74х67.5 ЭДГ-6 12 1.2 — — — ЭДГ-60 12 — — — — АД-2 36 2,5 510 1,5 100(диам.)х70 ДАГ-1 14 — — 1,4 70(диам.)х100 ДАП-1 20 — — 0,4 65х05х40 ДВА-У3 90 2,5 510 4,2 110(диам.)х132 ДВА-У4 37 1,25 510 4,2 110(диам.)х132 ДВД-1Р 118/105 3,0 300 7,0 145(диам.)х200 ДВС-У1 (ДВС-У1М) 78 2,5 510 4,2 110(диам.)х132 ДВС-010/5-4 100 3,0 510 6,7 126(диам.)х255 ДМ-2 50/95 5,0 — 3,0 103(диам.)х80 ДПА-010/5-4 100 2,75 250 5,8 126(диам.)х210 ДПА-У1 100 2,75 250 4,2 110(диам.)х132 ДПА-У2 67 1,5 250 3,0 110(диам.)х132 ЭДГ-1 13 0,5 — 0,6 4х74х67,5 ЭДГ-1М 35 1,0 510 0,85 4х74х67,5 ЭДГ-2 20,5 3,0 — 0,8 74х74х89 ЭДГ-2ПК 28 1,0 — 0,8 74х74х85 ЭПУ 15 1,5 — 0,45 64х64х60

Схема включения обмоток двухскоростного двигателя ДМ-2

а) частота вращения ротора 960 об/мин. и левое вращение; б) частота вращения ротора 460 об/мин; в) частота вращения ротора 960 об/мин. и правое вращение; расцветка проводов: 1 – белый; 2 – голубой; 3 – зеленый; 4 – белый; 5 – фиолетовый; 6 – красный.

Большинство из представленных двигателей однофазные, асинхронные, с реактивным сдвигом фазы. Электродвигатели такого типа имеют фазосдвигающую обмотку, последовательно с которой подключается фазосдвигающий конденсатор емкостью 0.5 …5 мкФ. В некоторых случаях дополнительно (последовательно с конденсатором) включается резистор сопротивлением 200 … 500 Ом. Разделяются двигатели на две условные группы – имеющие цилиндрический статор с неявно выраженными полюсами и имеющие прямоугольный статор с явно выраженными полюсами.

Читайте также:  Телефон пишет обнаружены наложения что делать

Слева — двигатель с цилиндтическим статором и неявно выраженными полюсами, справа — с прямоугольным статоом и явно выраженными полюсами

Большинство роторов короткозамкнутые, с заливкой пазов алюминием. Исключение – КДП-6-4, имеющий мягкую механическую характеристику и заливку сплавом с большим удельным сопротивлением. Все двигатели за исключением КД-6-4 и АТД-1,6/10-2У4 предназначены для работы выступающим концом вала вверх, КД-6-4 может работать в горизонтальном положении, а АТД-1,6/10-2У4 – только валом вниз. Особо стоит отметить двухскоростной двигатель ДМ-2, который в зависимости от схемы включения может изменять скорость вращения в 2 раза и вращаться в обе стороны. Схема его включения приведена в конце статьи.

Технические данные электродвигателей переменного тока

АД-5 127 1440 6 3,5 АДТ-1.6/10.2У4 127 и 220 2710** 1.6 0,51 АДТ-6-У-4 127 и 220 2830 6 1,75 АКД4-2 220 2680 4 1,2 КД-3.5А (КД-3,5) 127 1400 6 2,5 КД-6-4 220 1400 6 2,95 КДП-6-4 70/127* 850 — 4/15 ЭДГ-2К 220 2800 5 0,8 ЭДГ-2П 127 2600 5 2,4 ЭДГ-4 127 2800 2 0,45 ЭДГ-6 127 2750*** — 0,35 ЭДГ-60 127 1400 — — АД-2 127 1480 5 5,0 ДАГ-1 110/220 1200 2 0,8 ДАП-1 127/220 2800 1 0,3 ДВА-У3 220 1430 30 20,0 ДВА-У4 220 610 6 11,0 ДВД-1Р 220 1500/750 20/10 13,0/9,0 ДВС-У1 (ДВС-У1М) 220 1500 2 10,0 ДВС-010/5-4 220 1500 15 10,0 ДМ-2 180 960/460 14 10,0 ДПА-010/5-4 220 890 13 30,0 ДПА-У1 220 890 13 30,0 ДПА-У2 220 760 8 30,0 ЭДГ-1 127 2800 2 0,8 ЭДГ-1М 220 2800 2 1,2 ЭДГ-2 110 2800 5 0,8 ЭДГ-2ПК 220 2600 — 1,8 ЭПУ 110 2500 2 0,8

* В числителе приведены данные при работе в режимах «Запись» и «Воспроизведение», в знаменателе — в режиме «Перемотка».
** При нагрузке моментом 0,3 Н*см частота вращения вала 2820 об/мин.
*** Отклонение частоты вращения вала ±100 об/мин.

.

Технические данные электродвигателей переменного тока (продолжение)

P потр., Вт

Емкость кон- денсатора, мкФ

R резистора, Ом

АД-5 35 2 510 1,3 87(диам.)х77,5 АДТ-1.6/10.2У4 — — — 1 88х66х56 АДТ-6-У-4 — — — 1,7 100х80х78 АКД4-2 35 1 — — — КД-3.5А (КД-3,5) — 2 270 1,1 65х65х77 КД-6-4 — 0,5 510 1,1 100х100х57 КДП-6-4 16/15 4 — 1,26 100х100х65 ЭДГ-2К 20,5 1 — 0,8 74х74х89 ЭДГ-2П 40 4 — 0,8 74х74х84,3 ЭДГ-4 13 0,5 — 0,6 74х74х67.5 ЭДГ-6 12 1.2 — — — ЭДГ-60 12 — — — — АД-2 36 2,5 510 1,5 100(диам.)х70 ДАГ-1 14 — — 1,4 70(диам.)х100 ДАП-1 20 — — 0,4 65х05х40 ДВА-У3 90 2,5 510 4,2 110(диам.)х132 ДВА-У4 37 1,25 510 4,2 110(диам.)х132 ДВД-1Р 118/105 3,0 300 7,0 145(диам.)х200 ДВС-У1 (ДВС-У1М) 78 2,5 510 4,2 110(диам.)х132 ДВС-010/5-4 100 3,0 510 6,7 126(диам.)х255 ДМ-2 50/95 5,0 — 3,0 103(диам.)х80 ДПА-010/5-4 100 2,75 250 5,8 126(диам.)х210 ДПА-У1 100 2,75 250 4,2 110(диам.)х132 ДПА-У2 67 1,5 250 3,0 110(диам.)х132 ЭДГ-1 13 0,5 — 0,6 4х74х67,5 ЭДГ-1М 35 1,0 510 0,85 4х74х67,5 ЭДГ-2 20,5 3,0 — 0,8 74х74х89 ЭДГ-2ПК 28 1,0 — 0,8 74х74х85 ЭПУ 15 1,5 — 0,45 64х64х60
Читайте также:  Ютуб код ошибки 400 что это

Схема включения обмоток двухскоростного двигателя ДМ-2

а) частота вращения ротора 960 об/мин. и левое вращение; б) частота вращения ротора 460 об/мин; в) частота вращения ротора 960 об/мин. и правое вращение; расцветка проводов: 1 – белый; 2 – голубой; 3 – зеленый; 4 – белый; 5 – фиолетовый; 6 – красный.

Журнал о ковырянии в бытовой технике, электронике. Выбор лучшего товара, достоинства и недостатки. Как это работает, опыт эксплуатации, что внутри, ремонт, сделай сам, своими руками. Поделки, самоделки. Справочники, полезные советы, лайфхаки.

Исследуем типичный для старой аудио-плёночно-кассетной техники [например, Sony CFS-B7S] мотор-привод-двигатель, который крутил кассету для её проигрывания, записи и перемотки.

Sankyo SHU Series

На задней (нижней) крышке конкретно этого мотора такие надписи:

Sankyo — очень популярный в Японии производитель моторов, серво-приводов, промышленных роботов и пр. Их, такие вот (Фото 1, Фото 2), моторчики можно встретить в технике известнейших японских брендов Yamaha, Nakamichi, Teac, Sony, Hitachi и др.

Смысл маркировки SHU9L. Цифра 9 означает, что мотор нужно питать напряжением 9 вольт, буква L — вращение против часовой стрелки (CCW — counterclockwise, если смотреть на мотор сверху-спереди, т.е. со стороны торчащего вала). Варианты маркировки: 6 — 6В, 9 — 9В, 2 — 12В, L — CCW, R — CW (clockwise). Все эти моторы 2-х скоростные: 1600/3200 RPM. Всё это узнаём из [Service&Repair, стр. 1225].

«- + H L» Минус тут — это ноль, земля, чёрный провод; + — это красный провод с постоянным номинальным напряжением 9В. Впрочем, внутри мотора имеется контроллер оборотов, который выдаёт фиксированный ток-напряжение на щётки, при любом входном напряжении от 5.5 до 9 вольт. Таким образом, гарантируются фиксированные обороты 3200 об/мин, что важно при проигрывании аудиокассет.

H и L — это выходы как бы тахометра. На холостом ходу при 9.0 вольтах питания имеем напряжение 0.12В на L и 8.34В на H. Если мотор начинает испытывать сопротивление (возрастает момент инерции; плёнку зажевало — обороты из-за этого снизились), тогда напряжение на L возрастает, а на H снижается. Магнитофон может это как-нибудь использовать (например, останавливать проигрывание, сигнализировать).

Контроллер оборотов

Теперь разберём моторчик, но не этот слишком хороший и рабочий, а другой, почему-то неработающий и более типичный (для дешёвой техники):

Заднюю крышечку (на Фото 3 справа) подцепляем отвёрткой через щель, из которой выглядывают контакты, и, стараясь не сломать этот кусок платы с контактами, вытаскиваем крышку-заглушку. Вместо планки с просто щётками и подшипником обнаруживаем целое электронное устройство:

Причём дорожки платы здесь изготовлены буквально заливкой припоя в лунки эбонитового (наверное) круга. В другом похожем моторчике (Mabuchi Motor, 9V, CW) плата более адекватная:

Что это вообще за плата, зачем микросхема? Это всё называется контроллером скорости (оборотов) низко-вольтного коллекторного мотора постоянного тока (Low-voltage DC motor speed controller). Согласно датащиту на LA5527, этот драйвер (контроллер оборотов) занимается тем, что выдаёт фиксированный ток (величина тока задаётся переменным резистором) на щётки-коллектор ротора, почти независимо от напряжения питания. На вход 1.8-10 вольт (максимум 12, номинал 9), ток мотора — 1А максимально, задаётся потенциометром (видим его, голубенького, на Фото 4).

Эта стабилизация выходного тока нужна для того, чтобы обороты мотора и скорость проигрывания музыки не зависели от входного напряжения, которое может просесть по мере посадки батареек (те магнитофоны любили работать от шести батареек 1.5В) или из-за близкой к максимальной громкости динамиков.

Кстати, этот драйвер-контроллер — как раз то, что нужно для питания светодиодов от батареек в фонарике: задаём переменным резистором номинальный ток светодиода (на который он рассчитан) и запитываем его батареей в 3, 4.5, 6, 9 или 12 вольт — без разницы. Далее, никак не реагируя на снижение напряжения батареи по мере её разряда, светодиод светит с одинаковой яркостью до упора, пока батарейки не сдохнут в ноль.

На Фото 4 видно, что микросхема LA5531 вспучилась и треснула:

Читайте также:  Тест датчика приближения android

Вот почему мотор не работает — микруха сгорела.

Лучшее описание технических характеристик подобных контроллеров для моторов — датащит TDA7274. Там внизу много полезных графиков зависимости оборотов от температуры, оборотов от напряжения питания и т.п.

В частности, при вращении переменного резистора обороты мотора линейно зависят от этого вращения. Поэтому китайцы продают такие «контроллеры коллекторного мотора с линейной регулировкой оборотов» отдельно (с большим переменным резистором с рукояткой) по 3 бакса: лоты на Ebay. Так что, при использовании для чего-нибудь этого моторчика (например, в качестве бормашинки или минидрели с цанговым патроном), если хочется регулировки оборотов, можно просто вынести переменный резистор наружу, заменив его на большой-удобный.

RL-фильтр

Кроме контроллера с щётками в исследуемом моторе есть ещё две запчасти:

Справа на Фото 6 корпус-статор с кольцевым магнитом (с двухполюсной намагниченностью) и бронзовым подшипником скольжения. Слева — ротор с какой-то отвалившейся шайбой. В роторе из работающего мотора шайба припаяна к трём контактам коллектора-обмоток:

Что это за шайба?

Материал шайбы похож на резистор. На шайбу нанесены три серебряных пятна, к которым можно припаять контакты. Сопротивление между соседними контактами (фиолетовые стрелки на Фото 8) составляет примерно 250 кОм. На всякий случай припаиваем шайбу обратно:

Но что это? Три варистора для защиты от скачков напряжения? Три NTC-терморезистора для снижения тока на обмотки при нагревании мотора для стабилизации оборотов (по датащитам все эти микросхемы типа LA5527, TDA7274 не стабилизируют обороты в зависимости от температуры окружающей среды — при росте температуры обороты растут)?

Оказывается, это обыкновенные резисторы. Согласно [этой статье], эти резисторы подключены параллельно каждой обмотке для создания RL-фильтра (R — резистор, L — индуктивность) радио-частотных помех (radio frequency interference, RFI). Эти помехи возникают от искрения между щётками и контактами коллектора, излучаются с мотора на неэкранированные проводники аудио-устройства и, в итоге, подмешиваются в виде шума в аудио-сигнал. Резисторы сами по себе эффективно тушат высокочастотные колебания, а в совокупности с индуктивностью обмоток — помехи радио-частоты.

Мотор ДЛ39-0,1-2 от магнитофона Электроника 323

Теперь отечественный (советский) производитель.

Вращение вала по часовой стрелке. Шкив на валу сделан из латуни (или бронзы?) и сейчас страшно прокручивается. Надписи сзади:

Знак ОТК СССР, сделан в январе 1986 года, напряж.9В. Драйвер-контроллер находится снаружи, на отдельной платке:

«Микросхема» КР198НТ1Б — это 5 транзисторов NPN 15В 30мА в одном копусе. КТ816В — кремниевые мезаэпитаксиально-планарные структуры p-n-p усилительные… [подробнее…]. Тоже есть переменный резистор для установки выходного тока-оборотов. В общем, смысл сего устройства такой же, что и у импортных, но оно большое и в корпус мотора не влезло.

Оказывается, внутри бочонка с мотором находится мотор поменьше, в своём копусе. А в большом бочонке — резиновые прокладки. Разбираем маленький бочонок:

Тут всё красиво: магниты покрашены в красный и синий цвета (чтоб как в учебнике), оба подшипника скольжения крутятся сферически в своих хитрых опорах, щётки с огромными ризинками, конденсатор… КМ5?

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector