No Image

Языки программирования бейсик и паскаль

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
22 января 2020

Алгоритм решения задачи, заданный в виде последовательности команд на языке вычислительной машины (в кодах машины), называется . или — элементарная инструкция машине, выполняемая ею автоматически без каких-либо дополнительных указаний и пояснений.

— теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ. Процесс перевода алгоритма в машинную программу называется .

Осуществление трансляции силами человека — задача очень сложная в силу большого объема работы и сложности системы команд современных ЭВМ. Поэтому в целях облегчения задачи трансляции появились промежуточные способы задания алгоритмов, получившие название .

Первоначально появились программы, переводящие символические имена в машинные коды. Затем были созданы программы, транслирующие арифметические выражения и, наконец, в 1958 году появился транслятор Фортрана — первого широко используемого языка программирования. С тех пор было создано множество языков программирования.

Как и естественные языки, языки программирования имеют свой алфавит, синтаксис и семантику (смысловое содержание). В зависимости от уровня абстракции понятий, которыми оперируют языки программирования, их принято подразделять на языки низкого и высокого уровня.

Языки программирования, оперирующие понятиями, близкими к исполнителю, называются . Наиболее распространенным языком низкого уровня является Ассемблер. Такие языки рассчитаны на определенную архитектуру ЭВМ и на определенный тип процессора. Они позволяют писать быстродействующие программы, которые используют минимальные ресурсы, однако, написание программ на них очень трудоемко.

Языки программирования, оперирующие понятиями математической или информационной модели (или близкими к ним) называются . Языками высокого уровня являются такие языки, как Паскаль, C++, Бейсик, Java и другие. Языки высокого уровня используются для написания сложных программ, они не привязаны к конкретной архитектуре ЭВМ, значительно легче в изучении и рассчитаны на широкий круг задач.

Ряд языков предназначен не для реализации вычислительных алгоритмов, а для «склеивания» частей, реализованных на других языках программирования. Такие языки называются .

Существует два основных вида трансляторов языков высокого уровня: интерпретаторы, которые сканируют и проверяют исходный код в один шаг, и компиляторы, которые сканируют исходный код для производства текста программы на машинном языке, которая затем выполняется отдельно.

Интерпретаторы исполняют алгоритм медленнее, однако позволяют программисту контролировать ход исполнения программы, облегчают отладку и предоставляют разработчику ряд уникальных возможностей;

Программа на машинном языке, полученная с помощью компилятора, исполняется значительно быстрее, но ее отладка значительно труднее. В современном программировании все чаще применяется прием псевдо компиляции, когда программа компилируется в некий промежуточный псевдокод, который потом исполняется в специальном интерпретаторе, называемом средой исполнения. К таким языкам относятся Java, Visual Bask, языки семейства .NET.

Фортран

Язык Фортран был разработан фирмой IBM. Профессор Дж. Букс и группа американских специалистов в области программирования в 1954 году опубликовали первое сообщение о языке. Дословно название языка FORmula TRANslator — преобразование формул.

Фортран в 60-70-е годы являлся одним из самых распространенных языков в мире. Он имеет простую структуру, программа на Фортране записывается в последовательности предложений или операторов (описание некоего преобразования информации) и оформляется по определенным стандартам. Эти стандарты накладывают ограничения, в частности, на форму записи и расположения частей оператора в строке бланка для записи операторов. Программа, записанная на Фортране, представляет собой один или несколько сегментов (подпрограмм) из операторов. Сегмент, управляющий работой всей программы в целом, называется основной программой.

Фортран был задуман для использования в сфере научных и инженерно-технических вычислений. Однако на этом языке легко описываются задачи с разветвленной логикой (моделирование производственных процессов, решение игровых ситуаций и т. д.), некоторые экономические задачи и особенно задачи редактирования (составление таблиц, сводок, ведомостей и т. д.).

Бейсик

Бейсик является сокращением от «Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code» (BASIC) — Многоцелевой Символический Обучающий Код для Начинающих.

Бейсик значительно легче в изучении, чем другие языки, с ним легко работать, программы на нем пишутся обычно быстрее, чем на других языках программирования высокого уровня. Долгое время Бейсик был встроен в ПЗУ персональных компьютеров.

Бейсик считается деловым языком, снабженным мощными средствами решения специфических задач, которые обычно большинство пользователей решают при помощи небольших компьютеров, а именно: работая с файлами и выводя текстовое и графическое изображение на экране дисплея.

Исторически Бейсик обычно реализовался как интерпретатор. Однако сейчас существует множество реализаций Бейсика, использующих методы компиляции и псевдо компиляции.

Версия Бейсика от компании Microsoft — Visual Basic — является самым распространенным средством программирования в мире. Его пользуются более 20 миллионов программистов.

Язык Си — универсальный язык программирования, для которого характерны экономичность выражения, современный поток управления и структуры данных, богатый набор операторов. Язык Си не является языком «очень высокого уровня» и не предназначается для некоторой специальной области применения. Отсутствие ограничений и универсальность языка делают его более удобным и эффективным для многих задач, чем языки, предположительно более мощные.

Язык Си, первоначально предназначавшийся для написания операционной системы UNIX на ЭВМ DEC PDP-11, был разработан и реализован на этой системе Деннисом Ричи. Операционная система, компилятор с языка Си и все прикладные программы системы UNIX написаны на Си. Большинство системного программного обеспечения современных компьютеров разрабатывается на Си и его разновидности Си++.

Паскаль

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в конце 60-х годов и назван в честь французского математика Блеза Паскаля. Паскаль по сравнению с другими языками программирования имеет упрощенный синтаксис. Однако Паскаль наиболее близок к идеальному алгоритмическому процедурному языку. Этот язык полностью реализует принципы структурного программирования.

Читайте также:  Частота работы процессора смартфона какая лучше

Реализация Паскаля под названием Object Pascal и среда программирования Delphi являются одной из самых популярных систем программирования в мире.

В этой статье, как вы уже сами догадались, речь пойдет о выборе языка программирования для преподавания его в школе. Я думаю, что выбор нужно сделать в пользу одного из этих языков. Почему одного? Потому что, часов на преподавание информатики, выделено не так уж много, и лучше знать какой-либо один язык программирования хорошо, чем два, но плохо.

Почему стоит сделать выбор именно из этих двух языков программирования? На мой взгляд, потому, что Pascal составляет основу самой популярной среды разработки Borland Delphi , а Basic основу VBA ( Visual Basic for Application ). В последнем случае я не оговорился, упомянув именно VBA , а не Visual Basic . Дело в том, что лично я, пытаюсь программировать на Delphi , но для серьезной работы с офисными приложения от Microsoft необходимо владеть VBA , так как на нем пишутся макросы. Может возникнуть вопрос: «Почему бы, не выбрать Basic , а в дальнейшем писать приложения на Visual Basic , а макросы естественно на VBA ?». Ответ вы найдете чуть ниже. А теперь собственно о Pascal (Паскаль) и Basic (Бейсик).

Как-то, я задал вопрос одному из участников форума посвященному информатике — учителю со стажем. Вопрос был такой «…не лучше ли все-таки изучать Паскаль, а не Бейсик? По моим опросам, в ВУЗах, студентам, так или иначе приходиться работать с Паскалем, а в дальнейшем с Делфи. Изучать же два языка одновременно, на мой взгляд, не рационально». На что я получил следующий ответ, цитирую: « Всё дело в том, что Бейсик намного проще в изучении. А при катастрофической нехватке часов, отведённых на информатику, этот критерий является решающим. К тому же, изучив основные структуры алгоритмического языка и принципы написания программ, переход на Паскаль происходит очень легко».

Что можно сказать по поводу этого мнения? Лично я не понимаю, о чем идет речь, когда говорят: « Бейсик намного проще в изучении». Если бы сравнивался Бейсик и Assembler , то я бы безоговорочно согласился, но не в случае с Паскаль. Возьмите в руки книгу Сема Аболруса "Программирование на Pascal" (книга есть в интернет-магазине https://www.books.ru/ ) в которой все написано хорошим языком. После ее прочтения лично у меня не возникло мнения, что изучить Pascal сложнее, чем Basic . Попробую предположить, на чем вообще основано мнение, что изучать Basic легче, чем Pascal . Ну, во-первых, в Basic в ряде случаев не надо явным образом описывать переменную. В Pascal же без объявления переменной в разделе объявления переменных, вы ее не сможете применить. Во — вторых благодаря возможности нумерации строк очень легко применить оператор безусловного перехода GOTO , в Pascal для этого пришлось бы создавать метку. В-третьих, в QBasic не требуется подключать дополнительных модулей, как это делается в Turbo Pascal . В четвертых …, честно говоря, ничего более я предположить не могу.

По поводу первого пункта могу сказать следующие, возможность не описывать явным образом переменные в языке Basic я считаю скорее недостатком, чем достоинством. Я считаю, что даже начинающий программист должен четко и ясно представлять, переменные какого типа и в каких целях он собирается использовать. Необходимость явным образом описывать переменные в языке Pascal приучает к дисциплине, к тому же это способствует уменьшению ошибок при преобразовании типов переменных.

Что касается легкости применения оператора GOTO в Basic при нумерации строк. На мой взгляд — это огромный минус языка Basic . При нумерации строк так и тянет вставить что-нибудь типа GOTO 110 и не надо использовать условные операторы. Проще говоря — это приводит к злоупотреблению оператором GOTO . Приведу простой пример. Я решил в качестве тренировки написать, используя Delphi 7, небольшую игру по мотивам хорошо всем известной игры «23 спички». Чтобы упростить себе задачу, я, решил использовал текст готовой программы на языке Basic из книги «Персональный компьютер для начинающих» авторов Р. Дробышевского и А. Лифенко. В 9 строках исходного текста из 65 использован оператор безусловного перехода GOTO , это привело к тому, что я, являясь начинающим программистом, не мог, энное количество времени, уловить логику работы программы, пытаясь проследить прыжки с одной строки на другую. А ведь это была простейшая программа. Также надо особо подчеркнуть, что необходимости использовать операторы безусловного перехода никакой не было, все решалось элементарно при использовании условных операторов. А теперь представьте среднюю программу, состоящую из 1000-2000 строк, даже если программу вы написали самолично, то при наличии большого количества операторов GOTO отладить ее будет проблематично.

После выше сказанного невольно вспоминаешь, что по поводу Бейсика высказал Эдсгар Дейкстра: «Практически невозможно научить хорошо программировать студентов, ориентированных первоначально на Бейсик: как потенциальные программисты они умственно оболванены без надежды на исцеление».

Читайте также:  Что такое ретина на макбуке

Первый раз, прочитав эти слова, я подумал, что Дейкстра слишком категоричен в своем высказывании по поводу Бейсика (справедливости ради надо заметить, его высказывания касались именно Basic а не о Qbasic ). На данный момент, я склонен согласиться с этим высказыванием. Дело в том, что тот же оператор GOTO весьма часто можно встретить в программах выполненных в среде Basic и Visual Basic . Что собственно плохого в использовании оператора GOTO ? Дело все в том, что Бейсик способствует его применению там, где надо и не надо, при этом нарушается структура программы, не возможно проследить логику работы приложения. Лично для меня, программирование — это искусство и чтобы достичь вершин на этом поприще надо изначально учиться грамотному построению программ. Выше я упомянул об игре «23 спички», так вот, при написании программы, лично мне не понадобился ни один оператор GOTO .

Также мне не нравиться, что в Бейсике при операции сравнения и присваивания используется один и тот же оператор «=», в Паскаль это соответственно «=» и «:=». Применение разных операторов в Паскаль исключает двусмысленность и четко разделяет две различные операции.

Недоброжелатели языка Паскаль иногда посмеиваются над применение блока BEGIN — END , на мой взгляд — это только способствует лучшему пониманию программного кода.

Лично для меня, в разрезе повседневно решаемых задач, есть только маленький недостаток языка Паскаль – отсутствие оператора возведения в степень. Приходиться использовать конструкцию EXP ( LN ( x )* y ), хотя возведение в квадрат происходит элементарно SQR ( x ).

Периодически, встречая людей окончивших или проходящих курс обучения в ВУЗах (в первую очередь меня интересуют специальности тесно связанные с применением компьютера), я интересуюсь, какие трудности есть при изучении информатики и что превалирует при преподавании этого предмета. Поскольку речь идет о языке программирования, то от учащиеся Волгоградских и Саратовских ВУЗов я слышал только одно — Turbo Pascal и среда Delphi . Один из моих знакомых закончил МИФИ (Московский инженерно-физический институт), учился на программиста, ответ тот же самый. Хочу особы выделить слова А.А. Чернова из предисловия к книге «Информатика. Конспекты уроков»: «Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились. Это обстоятельство вынуждает тщательно согласовывать разработку программы преподавания предмета информатики в школе с дальнейшим изучением соответствующего материала в ВУЗе».

Готов подписаться под каждым словом. Будучи учителем информатики сельской школы, считаю, что любой ученик сельской школы, поступивший в ВУЗ, должен прийти в аудиторию, сесть за компьютер и работать без дрожи в руках и ногах при виде компьютера. Чем плавней будет переход от школьной программы к вузовской, тем лучше.

Подводя итог всему вышеизложенному, считаю, что в качестве языка преподавания в школе стоит выбрать именно Паскаль. Совершенно ни к чему зарабатывать сколиоз, а потом его лечить, говоря, что это не трудно.

Что же касается языка Бейсик, то его, к моему большому сожалению нельзя скидывать со счетов. Лично для меня существует необходимость изучения Бейсика только в связи с его отпрыском VBA . Как я уже говорил, при серьезной работе с такими программами как Microsoft Excel и Microsoft Access , увы, без использования макросов на VBA , не обойтись. Если бы была возможность писать макросы в среде Delphi , то это бы дало возможность сосредоточиться на изучении одной среды разработки и не распыляться по сторонам, но, увы…

P . S . Хотелось бы услышать противоположное мнение. Если Вы хотите обсудить тему данной статьи, то можете написать мне письмо, оставить сообщение в гостевой книге или заглянуть на форум.

Копилка Рабочие программы Проекты MS Office Презентации Открытые уроки Экзаменационные билеты Элективные курсы Бесплатный soft Инструкции по ТБ
Читайте также:  Стоит ли брать ваз 2114

Начиная с MS-DOS 5.0, QBASIC сменил старые версии GW-Basic и BASICA. Наибольшее различие между QBASIC и предыдущими версиями — в удобстве работы с первым. Пользователь, знакомый с семейством Quick-языков фирмы Microsoft (MS QuickC, MS QuickPascal, MS QuickBasic), в среде QBASIC чувствует себя более уверенно. Так же, как и предыдущие версии, QBASIC является интерпретатором. Это означает, что QBASIC непосредственно выполняет операторы языка, не транслируя их в машинные коды.

По сравнению с GW-Basic или BASICA возможности языка QBASIC значительно расширены и почти идентичны языковым средствам компилятора Quick-BASIC. Совместимость такова, что любая программа, написанная на QBASIC, может быть обработана Quick-BASIC-компилятором. И, наоборот, почти любую программу, написанную на Quick-BASIC, можно выполнить в QBASIC.

Поскольку QBASIC является интерпретатором, скорость выполнения программы в нем относительно невысока. Кроме того, при передаче программ другому пользователю нужно быть уверенным в том, что у него есть QBASIC (или Quick-BASIC). Не всем нравится также каждый раз запускать QBASIC для выполнения программы. Наконец, пользователь Вашей программы имеет неограниченную возможность изменения самого текста программы или использования его в дальнейшем. Подобных неудобств помогает избежать BASIC-компилятор. Компилятор транслирует весь исходный текст Вашей программы один раз и создает готовую к работе программу в машинных кодах — ЕХЕ- файл. Скорость выполнения ЕХЕ-файла намного выше. Кроме того, скомпилированную программу можно передавать другим, не боясь ее изменения.

Язык программирования Pascal был разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом в Цюрихском Институте информатики (Швейцария), и назван в честь Блеза Паскаля — выдающегося математика, философа и физика 17-го века. Первоначальная цель разработки языка диктовалась необходимостью создания инструмента «для обучения программированию как систематической дисциплине». Однако очень скоро обнаружилась чрезвычайная эффективность языка Pascal в самых разнообразных приложениях, от решения небольших задач численного характера до разработки сложных программных систем — компиляторов, баз данных, операционных систем и т.п. К настоящему времени Pascal принадлежит к группе наиболее распространенных и популярных в мире языков программирования:

· существуют многочисленные реализации языка практически для всех машинных архитектур;

· разработаны десятки диалектов и проблемно-ориентированных расширений языка Pascal;

· обучение программированию и научно-технические публикации в значительной степени базируются на этом языке.

Существует ряд объективных причин, обусловивших выдающийся успех языка Pascal. Среди них в первую очередь необходимо указать следующие:

Язык в естественной и элегантной форме отразил важнейшие современные концепции технологии разработки программ:

· развитая система типов,

· ориентация на принципы структурного программирования,

· поддержка процесса пошаговой разработки.

Благодаря своей компактности, концептуальной целостности и ортогональности понятий, а также удачному первоначальному описанию, предложенному автором языка, Pascal оказался весьма легок для изучения и освоения. В противоположность громоздким многотомным описаниям таких языков, как PL/l, Cobol, FORTRAN, достаточно полное описание языка Pascal занимает около 30 страниц текста, а его синтаксические правила можно разместить на одной странице.

Несмотря на относительную простоту языка, он оказался пригоден для весьма широкого спектра приложений, в том числе для разработки очень больших и сложных программ, например, операционных систем.

Pascal весьма технологичен для реализации практически для всех, в том числе и нетрадиционных, машинных архитектур.

Язык Pascal стандартизован во многих странах. В 1983 году был принят международный стандарт (ISO 7185:1983)

Pascal является традиционным алгоритмическим языком программирования, продолжающим линию Algol-60. Это означает, что программа на языке Pascal представляет собой специально организованную последовательность шагов по преобразованию данных, приводящую к решению некоторой задачи. Это отличает Pascal от так называемых непроцедурных языков типа Prolog, по существу, представляющих собой формализмы для записи начальных условий некоторой задачи и синтезирующих решение посредством встроенных механизмов логического вывода.

Язык Pascal содержит удобные средства для представления данных. Развитая система типов позволяет адекватно описывать данные, подлежащие обработке, и конструировать структуры данных произвольной сложности. Pascal является типизированным языком, что означает фиксацию типов переменных при их описании, а также строгий контроль преобразований типов и контроль доступа к данным в соответствии с их типом (как на этапе компиляции, так и при исполнении программ).

Набор операторов языка Pascal отражает принципы структурного программирования и позволяет записывать достаточно сложные алгоритмы в компактной и элегантной форме. Pascal является процедурным языком с традиционной блочной структурой и статически определенными областями действия имен. Процедурный механизм сочетает в себе простоту реализации и использования и гибкие средства параметризации.

Синтаксис языка достаточно несложен. Программы записываются в свободном формате, что позволяет сделать их наглядными и удобными для изучения.

Паскаль — компилятор, то есть, прежде чем начать исполнение программы, Паскаль полностью прочитывает исходный текст, написанный программистом, и составляет последовательность машинных кодов, выполняющую те действия, которые описал программист в тексте. Эта последовательность сохраняется в файл с расширением «.EXE» и является самостоятельным исполняемым файлом, который может быть запущен сам по себе, уже без участия Паскаля и, даже, на другом компъютере, на котором Паскаль может быть не установлен.

«>

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
No Image Компьютеры
0 комментариев
Adblock detector